Ind

О том, что мы летим в Шри-Ланку, мы узнали за неделю до отправления. Так случилось, что нас неожиданно пригласили знакомые, а мы, неожиданно для себя — согласились. 3 семьи, 6 человек, из которых мы с женой и две пары знакомых с детьми. Из нескольких шриланкийских агентств, доступных в сети, мы выбрали Destination Serandib. С его хозяином, Ашадом Вахабом, мы за 4 дня скроили тур, который удовлетворял интересы и пожелания каждого. Большой плюс агентству за он-лайн поддержку в Скайпе — было очень удобно общаться в режиме реального времени.

В результате переговоров, в нашем распоряжении были: русско-говорящий гид Суриш (парень работал и учился в Москве); водитель (настоящий профессионал, поверьте, в Шри-Ланке это важно); микроавтобус «TOYOTA» с кондиционером. Запросы у нас были не очень жесткие, и всех устроил вариант «завтрак-ужин» и три двойных номера с горячей водой и кондиционером. Надо сразу отметить, что все гостиницы или коттеджи по нашему маршруту были подобраны на совесть. Только один раз меня и мою жену номер не устроил (горячая вода отсутствовала) — Ашад мгновенно отреагировал, и мы переместились в другую гостиницу. Вообще, приятно отметить, что за время нашего путешествия Ашад трижды наведывался к нам. Кстати, мы сразу оценили преимущество транспорта с личным водителем — никаких головных болей с графиком, маршрутом и деньгами. Ехали туда, куда хотели, делали остановки в любом понравившемся месте. Так, мы побывали: в производственных цехах частной фабрики батика; заскочили на рафтинг, хотя и не планировали. Даром, что спуск по порогам не больно сложный, однако удовольствие полное.

Итак, наш маршрут:

День первый (форт Галле, гостиница «Old Dutch House»)

Из аэропорта двигаемся на Юг, в форт Галле. Машину подали сразу, даже покурить толком не успели. Друзья мирно посапывали, а мы с женой не могли оторваться от окон — совершенно непривычный вид за окном. Так и ехали 3 часа, перекидываясь с женой короткими фразами. Вдоль дороги люди в праздничных одеждах, Пасха — она везде Пасха. Очень непривычно видеть темнокожих христиан среди пальм. В город попали, когда уже рассвело. Немного отдохнули в гостинице и двинули на осмотр форта. Обошли его за час, особых впечатлений не набрались, больше заинтересовали местные жители, которые устроили розыгрыш вещевой лотереи на улице. Такая себе смесь индийского кино с капуэйрой (музыкальное сопровождение). Первый сутки вообще впитывали любую информацию: запахи, температура, растения, птицы и всякая живность, чужая речь, непривычный английский язык, еда… Искупались в Индийском океане прямо под стенами форта. Вода горячая и очень соленая. Ужинали в гостинице. Рыбные блюда пошли «на ура», дети пытались приспособиться к специям. Переночевали и рано утром отправились вглубь страны.

День второй (рафтинг, водопады, Nuwara Eliya, плато Horton, ночлег в Kandy, гостиница «Hotel Thilanka»)

Час езды по побережью и поворачиваем в сторону гор. Все еще не привыкли к левостороннему движению с одной полосой в каждом направлении — у нас с женой ноги постоянно «на тормозе». Движение в Шри-Ланке достойно отдельного рассказа. Вокруг рисовые поля, грядки с ананасами. Чем глубже забираемся в центр, тем сильнее мне все нравится. Остановка на ланч и начало серпантина, ведущего до Nuwara Eliya. Наш водитель упомянул про рафтинг и мы, сначала нехотя, а затем с растущим интересом цепляемся за идею. 15 минут и мы на месте. Переговоры, ценообразование, кризис в Европе… и мы в шлемах, жилетах, касках и с веслами. Занимательно. Последние 200 метров сплава прошли», плюхнувшись как есть в воду, плывя, словно бревна, и веселя своим видом местных жителей.

Наспех переодевшись, двигаемся дальше по серпантину в сторону высокогорного города Nuwara Eliya, местный курорт с средней температурой воздуха 15-20 градусов Цельсия (впрочем нам показалось, что было значительно теплее). В округе Nuwara Eliya большое количество чайных плантаций на крутых горных склонах, выглядит очень красиво. Там же есть чайные фабрики. Этот пункт мы из своего графика исключили — с производством знакомы, да и рекламные ролики радостных женщин, весело срывающих листья с чайных кустов — чушь полная. Это — ­низкооплачиваемый труд, и те работницы из местных индийских общин, которых мы повстречали, не были похожи на дружелюбных ланкийцев. Сделали остановку полюбоваться водопадами и через 40 минут добрались до города. Отсюда наш путь лежит к плато Horton с обещанными в Интернете умопомрачительными видами на округу. «Конец света» (название обрыва на плато), к которому мы стремились, находится в национальном парке, и мы насилу уговорили нас туда отвезти — парк, как оказалось, закрывается в 4 часа дня. Еще час на старом джипе по плохой дороге, и мы на месте. Идет мелкий дождь, темнеет, дует ветер, температура градусов 20. Договорились с охраной парка и отправились к обрыву, ведомые местным гидом-охранником. В отличие от нас, он одет по погоде. Хорошо, что хоть грунт впитывает воду, и нет грязи. Вокруг красота, дождь прекратился, и мы узнали, что идти нам, перескакивая лужи, около 4-х километров. Никто не жалуется, виды отменные, а дожди тут почти весь год, не угадаешь. Темнеет, мы дошли до «Конца света». На несколько минут туман и тучи разошлись и заработали фотоаппаратами, чтобы попытаться понять красоту уже дома. Опять новость — это был «маленький Конец света», а до «Большого» еще километр пути. Решили идти и таки дошли. Только остановились, как в небе выключили свет. Обратно, все 5 километров по тропе с лужами и ручейками (кстати, тропа напоминает русло марсианской реки) шли в кромешной тьме. Наш русскоязычный гид Суриш вел себя очень адекватно, все время проявлял заботу и внимание. Вот в разговорах с ним о нравах и быте ланкийцев мы и скоротали возращение к машине. По колено мокрые, но не злые. Как только сели в джип и водитель включил фары, мы увидели семейство кабанов. Осознали, что вышли из джунглей, и поняли, почему парк закрывается так рано — ходить по нему ночью просто-таки опасно. Местный гид облегченно вздохнул, да и мы тоже. Вниз, к Nuwara Eliya. На спуске повстречали отряд военных на учениях. Блокпосты были на протяжении всего нашего путешествия (что делать, ведь война была совсем недавно), но тут не удержались — заржали. Представьте себе строй людей в камуфляжах с АКС-ми в правой руке и белоснежными бутылками йогурта в левой. Добрались до города и поужинали. Выглядим, как цыгане в праздник — за день промокли 2 раза, вещи доставали из чемоданов наугад, лишь бы сухие. Приодели малость и Суриша, он ведь не предполагал, что ненормальные украинцы кинутся на «штурм» в такую погоду. Ночь, едем в Канди. Дорога постоянно вниз, это же надо, на какую высоту мы заехали. Ближе к 12-ти ночи добираемся до города в гостиницу «Hotel Thilanka». Выглядит прилично, из окна красивый вид на город. На дверях балкона наклеено предупреждение про обезьян… Ладно, с обезьянами разберемся завтра.

День третий (Канди, Храм Зуб Будды «Sri Dalada Maligawa«, ботанический сад Peradeniya Gardens, бонус, гостиница «Nice Place«)

Разобрались. С балконного поручня смотрит наглый субъект. Тут же прибегает вся стая. Полчаса на фотосессию, самый активный экземпляр пытается проникнуть в наш номер. Моя половина издает звук, который останавливает наступление. Дверь закрыта, и все сообщество приматов переключается на чей-то легкомысленно оставленный на балконе несессер.

Отправляемся в Храм Зуб Будды. Ехать 5 минут. Это место, где хранится величайшая святыня мира буддизма — зуб Будды. Посмотреть его не удастся, его редко показывают. На входе перед кассой — усиленная проверка, ее ввели после теракта в 1998, когда на территории храма был взрыв. Покупаем обувь и берем MP3 плееры с экскурсионным текстом на русском языке. Вместе с билетом идет мини-DVD. Почти бегом несемся в тень, обувь сдали, т. к. в буддийских храмах ходят босиком, а солнце нагревает асфальт прилично. Пара пожилых англичан одевает шерстяные носки… им не повезло — носки не помогают и они бегут обратно под навес с обувью. Внутри храма красиво. Люди приходят и молятся, можно посидеть под стеной и подумать о вечном. Очень красиво выглядят подношения Будде в виде цветов. Текст в плеере четко направляет по храму и дает исчерпывающую информацию. В конце осмотра зашли в минимузей, посвященному слону Радже. Раз в год святыню вывозят в специальном ларце за пределы храма. Это большой и многолюдный праздник. Ларец находится на спине слона. Ну, а Раджа всю жизнь прослужил в храме, около 30-ти лет, чем заслужил всеобщую любовь и уважение. Выходим и видим молодых слонят, которых, видимо, обучают и готовят к службе в храме. Животные, без видимой команды, поворачиваются к входу в храм, приседают на одно колено и кланяются. Затем синхронно встают и двигаются дальше.

Следующий пункт — ботанический сад Peradeniya Gardens. Ехали 30 минут и только потому, что возникло пару пробок — у детей начались каникулы. Кстати, школьники нас удивили своей одеждой. Ходят не в чем попало, а в белой форме. И в каждой школе она немного отличается. Главный вопрос: «Как им удается оставаться белоснежно-чистыми»? Сад довольно крупный, удивить нас не смог. На острове полно растений, которые все без исключения выглядят для нас экзотично. Но провели время приятно: зашли в галерею орхидей, поглазели на огромных летучих мышей, отсняли кучу кадров с цветущими кустами и деревьями. Время пролетело незаметно. Выбрались оттуда к вечеру. Успели заехать на чайную фабрику, попробовать и купить чай. И все это в пределах Канди.

Отправляемся к горе Сигирия. В виде неожиданного бонуса - приглашение Суриша к нему домой. Было интересно посмотреть на местный быт. Понравилось, а у меня появился рецепт чая с имбирем. Стемнело, когда добрались до коттеджей «Nice Place». Ощущение, что находимся в лесу. В этом месте остались только на ночь, ничего, кроме веселых гекконов на стенах мы там не увидели. Наш номер оказался без горячей воды — в первый и последний раз. Да, несмотря на убогий вид кухни, рыбу нам приготовили невероятно вкусную. Спим, утром лезть на Сигирию.

День четвертый (Sigiriya Lion rock, древний город Polonnaruwa)

Гора Сигирия. С самого начала было понятно, что это интересно. Я не вполне верю, что строения (по сути, остался только фундамент) это убежище от притязаний на трон для царствующей персоны. Маловато места для монарха. Однако общий вид впечатляет. Еще на подходе, прямо с уходящей вперед аллеи, открывается необычайный вид стоящей как тумба горы. Системы не действующих фонтанов и прудов, цвет кладки, и общая площадь обработанной поверхности земли — все говорит о времени постройки и титаническом труде задействованных в этом людей. Около основания горы начинается череда каменных лестниц, а дальше идут вмонтированные в стену переходы из металла. Небольшая галерея сохранившихся на стенках фресок удивляет свежестью красок. Проходим вдоль стены и оказываемся на открытой площадке. Еще одна замечательная постройка — между двумя огромными, высеченными в камне лапами начинаются ступени подъема на вершину. Почему лапы называются львиными? Я не нашел сходства, но вид очень внушительный. Отвлекшись на бурундуков, мы отдыхаем, а затем поднимаемся на вершину. Поручни не придают уверенности, открывающийся с каждым шагом горизонт ясно дает понять, как высоко мы вскарабкались. Добрались. Очень красиво, куда ни посмотри. Сами руины любопытны, но ощущение высоты волнует намного больше. Провели на вершине минут 40, я наблюдал за тем, как ведут себя пары из Европы: немцы, финны, англичане… Для пожилых людей подъем в середине дня — тяжелое испытание. Да, назад вернулись очень быстро. Выхлебали всю воду, что была с собой. Впечатлений хватило бы на целый день. Но мы торопимся в Полоннаруву, одну из древних столиц Шри-Ланки.

Насколько я понял, столицей становился город, в котором хранилась святыня буддизма — «Зуб Будды». Так, в свое время, довелось и Анадхапуре побывать в роли главного города, однако на ее посещение мы уже не отыщем время (оставим для следующего раза). Древние постройки Полоннарувы оказались разбросаны на довольно приличном расстоянии. Пару отрезков проехали в нашем автобусе. Англоязычный гид, услугами которого мы воспользовались, оказался пожилым человеком, который интересно рассказывал о храмах, ступах и дворцах, укладе жизни при царском дворе, в общем, поведал нам много любопытного. К примеру, мы узнали 10 примет, по которым можно определить — какой, живой (спящий) или нет, отображен в лежащей статуе Будда.

Однако время пролетело быстро, и треть города осталась недосмотренной. Опять накрыла ночь. На выезде заскочили в сувенирную лавку. Все утонули в сандаловом дыму. Купили несколько сувениров и, разыгравшись, начали примерять разные маски (их там сотни). Ребята из мастерской показали нам все породы деревьев, из которых они делают свои фигурки (и не только). Мне понравились сандал и королевский эбен. Едем ночевать в новую гостиницу с коттеджами. Вдоль дороги пасутся в темноте слоны. Мы пытаемся их фотографировать, но что-то не слишком получается. Гостиница, ужин и приятный вечер в креслах, на улице, с кофе и сигаретами.

День пятый и пляж (скальный монастырь Dambulla Rock, фабрика батика, пляж, отель «Sun Beach»)

Мы с женой выспались, а друзья с детьми успели съездить покататься на слонах. Дети счастливы, родители довольны. До скального монастыря тридцать минут. Огромная статуя позолоченного Будды и вереница фигур монахов, идущих к нему с подношениями, оказались свежей постройкой. Подарок от китайцев? Но выглядит прилично. Поднимаемся вверх по каменной лестнице. Вокруг обезьяны, больше чем где бы то ни было. Привычно снимаем обувь при входе в храм. Все аккуратно. Скала и в ней 4 храма, которые идут чередой, и объединены общим фронтоном. Внутри невероятное количество изваяний Будды, в разных позах и отражают различное время его жизни. Потолки украшены фресками, нет картин как таковых, однако повторяющейся 1001 раз лик Будды также впечатляет. Гид рассказывает о дате постройки, значении разных элементов, но в голове мало что задерживается — чужая культура. И в этих храмах и в других, мы везде отмечали присутствие индуистских богов, воистину буддизм — очень миролюбивая религия. Из баек про чудеса капающей, текущей вверх по стенам воды, мы наблюдали только вполне реальное явление. Внутри огороженной сеткой площадки, с потолка одного из храмов (потолки там низкие) капает в ведро вода. Так как капли падают с завидным постоянством в течении очень долгого времени, источник считается если не святым, то по крайней мере значимым. А по сему, воду используют только в культовых целях. В четвертом, по счету, храме (они довольно маленькие, скалы все-таки) находится небольшая ступа с сохранившимися внутри сокровищами. Проверить не удалось. Погуляв по территории, мы отправляемся в Негамбо, на пляжный отдых. Попросили нашего гида завернуть к ближайшей фабрике батика и через некоторое время зашли в ухоженный магазин. Красиво, но интерес вызвало само производство — ну один в один наше пысанкарство, только «пысачки» у них побольше будут. Порисовать не дали, но весь процесс от, А до Я показали.

Ближе к вечеру мы добрались до нашего отеля «Sun Beach» в Негамбо. Изначально хотели побывать на западном побережье, однако не случилось — не смогли найти 3 двойных номера для нас на это время. Ашад старался до самого конца, но места в «правильном» отеле не освободились. Ну и ладно. Пляжный отдых, как пляжный отдых… как везде. Разбавили, оставшиеся на купание, 4 дня походами по лавкам, рыбным ресторанам и выходом на простом рыбацком катамаране в океан. Не кисло. Отель вполне, еда на уровне, мы загорелые и довольные. Мне лично глубинка страны понравилась намного больше, а, судя из туристической карты, которую мы купили, мест для посещений там еще очень много. Так что на следующий визит в Шри-Ланку нам еще хватит.

Спасибо Ашаду за его коммуникативную гибкость и желание помочь выжать по максимуму из жалких 9 дней. Ну, а наш гид Суриш, еще в аэропорту услышал наши благодарности за все те беседы, вопросы-ответы, который помогли нам узнать больше о стране и людях не из книг, а напрямую. Нам бы только «словить» чартер или лоукост какой подешевле раза в полтора-два, вернулись бы не задумываясь еще раз.